SPIE Русский Українська English            VK
   


Лауреат премии имени Лейбница, биохимик Марина Роднина рассказала Фокусу о своих шансах на Нобелевскую премию, точке невозврата для украинской науки, а также о том, за чей счёт делаются научные открытия в Германии

В конце прошлого года она стала лауреатом престижной премии имени Лейбница, с 1986 года вручаемой учёным, работающим в Германии. 2,5 млн евро — заметно больше, чем средний размер Нобелевской премии, но эти средства предназначены исключительно для финансирования исследовательских проектов на протяжении 7 лет.

"Когда планирую свои эксперименты, я совершенно не думаю о том, будут их результаты иметь практическое применение или нет. Мы ищем ответы на фундаментальные вопросы современной биологии. Другими словами, наша задача понять, как именно "работает" жизнь", — говорит биохимик Марина Роднина, директор немецкого Института биофизической химии Общества Макса Планка.

Выбор в пользу науки Марина Роднина сделала, когда училась в киевской школе №51.Потом был Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, а после этого — аспирантура в Институте молекулярной биологии и генетики (ИМБГ). В 1989 году Марина получила степень кандидата биологических наук. "Мне хотелось сделать такую карьеру, как делают исследователи в Европе, — рассказывает Роднина. — А в Европе после того, как молодой учёный получает степень, он либо уходит работать в бизнес, либо проходит дополнительную стажировку, которая называется постдокторской. Без постдока академическую карьеру сделать просто невозможно".

Сегодня Марина Роднина — профессор биохимии и директор Института биофизической химии Общества Макса Планка в Гёттингене, а также член Немецкой академии наук Леопольдина и член Европейской организации молекулярной биологии (European Molecular Biology Organisation, EMBO).

"Наука в Украине не исчезла, просто её средний уровень опускается всё ниже и ниже."

Из каких источников финансируются научные исследования в Германии и какие доли этих источников?

— Львиная доля исследований в Германии финансируется за счёт Немецкого научно-исследовательского общества — сокращённо DFG (Deutsche Forschungs gemeinschaft. — Фокус). На мой взгляд, это очень хороший пример того, как можно финансировать науку. DFG выделяет деньги исключительно под исследовательские проекты, каждый из которых очень скрупулёзно рецензируется. Финансирование получают не больше 30% проектов из тех, которые на него претендуют. Финансовые расходы при этом контролируются настолько строго, что использовать их на что-то кроме науки никак не получится.
Ещё один источник финансирования — Министерство науки. Это деньги, которые выделяются в первую очередь под прикладные исследования.
Всё большую роль играют европейские программы. В их рамках средства на исследования также получают лучшие из лучших, и расход денег контролируется очень строго. Отдельные институты, например Институт Макса Планка, также имеют собственный бюджет, которым могут распоряжаться более свободно, что позволяет быстрее реагировать на актуальные вопросы.

Правильно ли я понимаю, что DFG фактически распоряжается деньгами налогоплательщиков?

— Именно так — это средства налогоплательщиков.

В мире есть две основные модели организации науки — университетская и такая, когда исследования проводятся в исследовательских институтах, как, например, в Украине. А есть ещё и смешанная система. Какая из них, на ваш взгляд, больше подходит для Украины?

— Я убеждена, что единственная возможность развития для Украины это смешанная система. Дело тут вот в чём. У университетов есть своя задача — обучение студентов на должном уровне. Но современное высшее образование предполагает кроме теории ещё и серьёзную практику. Я сейчас вижу уровень выпускников украинских университетов — это замечательные и очень одарённые ребята, но у них совершенно нет практического опыта. Причины понятны: в украинских университетах и в помине нет той материальной базы, с которой в Германии студенты могут работать уже с первого курса. Поэтому в университетах можно и нужно заниматься наукой для того, чтобы студенты вовлекались в исследовательскую работу как можно раньше.

Головна...